Сегодня мой рассказ пойдёт о голландской живописи 17-го века. Просматривая репродукции картин голландских художников прошлого, восхищаешься точностью изображения, красотой линий. Видишь далёкую буржуазную страну. Становится ясно, почему наш Пётр I отправился учиться именно в Голландию.
![]() Дирк Даленс «Пейзаж с купающимися пастушками». 1600—1676. |
На общем светло-зелёном фоне ярко выделяются крошечные точки красных колокольчиков. Пейзаж отражает итальянское влияние. А серебристо-зелёный тон свидетельствует о влиянии фламандских мастеров. Фигура купальщицы скопирована с одного из офортов его учителя Иттенброкка. Девушки на картине напоминают нимф. Пейзаж идеален и идилличен. |
![]() Дирк Даленс «Пейзаж с купающимися пастушками». Фрагмент. |
По определению одного из знатоков нидерландской живописи М.И. Фридлендера: «пейзаж-часть целого, которое не может охватить наш взгляд».
![]() Саломон Ван Рейсдаль «После дождя». 1602—1670. |
Одно из ранних произведений художника, выполненное в желтоватых тонах. За песчаным передним планом идет композиция с домом в окружении деревьев. Перед домом свиньи, телега с седоками, одинокий всадник. Пейзаж обрамлен типичным облачным небом. |
У голландского народа и буржуазии 17-го века была одна характерная особенность: им нравилось, когда знакомые или чужие им люди могли заглянуть в их частную жизнь. Они не вешали и не вешают занавесок, выставляют свою жизнь в витрину. Всё это нашло своё отражение в живописи.
![]() Саломон Ван Рейсдаль «Харчевня». |
В зрелом возрасте созданная картина отличается задним планом. Можно увидеть ландшафт и далёкий горизонт, колокольню в Бевервийке. Тон картины не имеет желтоватого оттенка. Много свежей зелени, голубое небо с белыми облаками. |
![]() Саломон Ван Рейсдаль «Харчевня». Фрагмент. |
Кстати, такое ощущение реально возникает, когда в наше время путешествуешь по Голландии и Бельгии. Сначала это кажется странным, словно «рыбки в аквариуме», а потом привыкаешь.
Саломон Ван Рейсдаль «Харчевня с майским деревом». |
Одно из поздних произведений отличается сложным зданим планом. Картина наполнена четкими изображениями. На среднем плане множественные изображения фигур, описанные одним-двумя мазками. Церковь на картине- Грот Керк в Алкмааре. |
![]() Саломон Ван Рейсдаль «Харчевня с майским деревом». Фрагмент. |
Голландские пейзажисты запечатлели на полотнах колоритные детали очаровательных городов, дюны, болотною равнину с пасущимися коровами, вечно свежую от влажного воздуха зелень пашен и лесов.
Альберт Кейп «Коровы у водопоя». 1620—1691. |
Свежий морской ветер разгоняет тучи. Золотистый свет струится на равнинный ландшафт. Короткое безмятежное спокойствие наблюдается в неподвижных рыбачьих баркасах на заднем плане. И стоящих на переднем плане коровах. Картина излучает безграничную тишину. (Самая романтичная картина из этого цикла). |
Альберт Кейп «Коровы у водопоя». Фрагмент. |
Голландский художник всегда стремиться изобразить часть пейзажа в соответствии с действительностью. Поэтому можно смело отнести полотна этих живописцев к художественному «фото», путешествию в прошлое.
Паулюс Поттер «Пейзаж с пастушкой и пастухом, играющим на свирели». 1625—1654. |
Раннее выдающееся произведение художника. Преобладают серебристые и коричнево-желтоватые тона. Фигурки пастуха и пастушки напоминают мифологических персонажей из идиллических пейзажей. |
Паулюс Поттер «Пейзаж с пастушкой и пастухом, играющим на свирели». Фрагмент. |
P.S. В статье представлено шесть картин из книги «Голландские пейзажи» издательства Корвина 1974 года, из собрания Эстерхази.