Художница двух миров с говорящей фамилией Серебрякова (1884—1967)

Содержание статьи

Дореволюционные страницы биографии

Зинаида Сергеевна Серебрякова (урожденная Лансере) выросла в семье скульптора-анималиста (отца) и художника-графика (матери), оба французы по происхождению. Село Нескучное расположено на стыке двух губерний Курской и Харьковской. Там семья проводила лето.

Фотографии З.С.Серебряковой слева направо: 1900 год; с детьми 1914 год; 1964 год.

Художественные наклонности проявились достаточно рано. Ещё в гимназии она делала наброски с натуры.

«Нескучное. Пахота.» 1908 

После окончания гимназии в 1900 году поступает в художественную школу. Далее совершает путешествие по Италии, Франции. В 1905 году выходит замуж за своего кузена Серебрякова Бориса Анатольевича.

«Табун лошадей.» 1908—1909

В 1913 году второй раз посещает Крым (Симеиз), где рождается дочь Екатерина (четвёртый ребёнок).

«Деревья в Крыму.» 1911

К началу революции оказывается в России. Является матерью четырёх детей (два сына и две дочери).

«Капуста. Село Нескучное.» 1909

«Фруктовый сад.» 1908—1909

«Скотный двор в селе Нескучное.» 1910-е годы

«Лето.» 1910

«Яблоки на ветках.» 1910-е годы

«На лугу. Нескучное.» 1910-е годы

«Зима в Царском селе (Верхние ванны).» 1912

Советский период

Трудный и непростой период жизни. В 1920 году умирает её муж от сыпняка.

«Портрет Б.А.Серебрякова.» 1913 (слева); «За туалетом. Автопортрет.» 1908—1909 (справа)

Зинаида переезжает жить в Петроград. Работает над автопортретами, портретами детей и близких.

«Портрет Анны Александровны Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.» 1922 (слева); «Тата с овощами.» 1923 (справа)

Неожиданно для себя открывает театральную тему.

«Портрет Георгия Мелитоновича Баланчивадзе в костюме Вакха» 1922 (слева); «Портрет Екатерины Николаевны Гейденрейх в белом парике.» 1924 (справа)

Не смотря на популярность и внешнее признание с трудом удается сводить концы с концами.

«Балетная уборная. Снежинки.» 1923

«Девочки-сильфиды.» 1924

В поисках стабильного заработка Зинаида уезжает в Париж в 1924 году. Оставляет детей на попечение матери.

«Портрет Екатерины Николаевны Гейденрейх в красном.» 1923 (слева); «Портрет Лидии Александровны Ивановой в театральном костюме.» 1922 (справа)

К слову сказать, но на родину вернуться было не суждено.

«Дворец Бобринских в Петрограде.» 1923

Западная жизнь

Трудности не оставляли художницу и в Париже.

«Версаль. Крыши города.» 1924

Однажды выпал счастливый случай.

«Версальский парк осенью.» 1925

Она познакомилась с бельгийским промышленником Брувером. Благодаря которому ей удается совершить поездку в Марокко.

«Марракеш. Вид с террасы на горы.» 1928

«Музыканты (араб и негр)» 1928

«Мальчик-музыкант» 1928 (слева); «Задумчивый человек в голубом» 1932 (справа)

Во время войны дом Бруверов сгорел, а вместе с ним и все созданные в те годы работы.

«Френель. Крестьянская ферма.» 1926

Проживая в Европе, в разные года посетила Германию, Италию, Бельгию, Швейцарию и Англию.

«Бретань. Пляж на Камаре.» 1926

В 1947 году Серебрякова получает французское гражданство вместе со своими двумя детьми Александром и Екатериной.

«Кассис. Крыши городка.» 1928

Один раз её посещает другая дочь Татьяна, ставшая заслуженной художницей РСФСР. Во времена хрущёвской оттепели 1960 года.

«Коллиур. Порт с лодками.» 1930

Умерла Серебрякова в Париже, похоронена на кладбище «Сен-Женевьев».

«Коллиур. Улочка с пальмой.» 1930

«Альпы. Деревня в Савойе.» 1933

«Овернь. Городок Эстенг.» 1935

«Марокканка в белом.» 1928 (слева); «Освещенная солнцем.» 1928 (справа)

Красивая натура

Женская чуткость восприятия мира красоты красной линией проходит через все картины художницы.

«Купальщица.» 1911. Картина написана на берегу реки Муромка, позировала её сестра.

Земля, любовно возделанная человеком, люди труда умственного и физического.

«Обувающаяся крестьянка.» 1915

Дети, как прекрасные цветы, овеянные материнской любовью.

«Карточный домик.» 1919

«Спящая крестьянка.» 1917

Апофеоз красоты-женщина пленительная и божественная. Обнажённое тело, написанное Серебряковой, не является голым. Оно земное, чистое, возвышенное.

«Баня.» 1913

Все работы художницы просты, лаконичны и убедительны.

«Обнаженная.» начало 1920-х

Сама художница называла свое искусство «бесхитростным и беспретенциозным», подарила нам праздник, вдохновение и любовь.

«Спящая натурщица.» 1941

«Жатва.» 1915

«Беление холста.» 1917

«На пляже.» 1927

«Катя на террасе.» 1930

«Корзина с дынями и кабачками.» 1938 (слева); «Рыбы на зелени.» 1935

P.S. В статье использованы материалы книги «З.Серебрякова. Избранные произведения.» издательства «Советский художник» 1989 г. Москва.

Путешествуйте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

wp-puzzle.com logo
Яндекс.Метрика