Замечательный художник Клод Моне очень рано начал рисовать. Первые его работы были карикатурными, достаточно выразительными и дерзкими. В дальнейшем он перешёл к классическому варианту изображения людей на своих полотнах.
Наброски детских фигур. 1864
Карикатура на писателя Шанфлери .около 1858 |
Карикатура на Р. Крутинелли. 1856—1858 |
Портрет Камиллы Моне. 1866—1867
В 1865 году он начал свою первую выдающуюся картину «Завтрак на траве». Сделал несколько набросков с натуры. Очень примечательным является тот факт, что при написании этюда к картине «На прогулке» ему позировала Камилла Донсье. В последствии, ставшая его женой.
«На прогулке (Фредерик Базиль и Камилла Донсье)». 1865
«Женщины в саду». 1866
«Камилла Донсье (Дама в зелёном)». 1866
«Завтрак». 1868
В виде исключения Клод делает портрет будущей жены в ателье при искусственном освещении. Моне не был портретистом в классическом смысле, такие работы не привлекали его. Он предпочитал пейзажи, поэтому люди часто становились на его полотнах просто частью пейзажной композицией, ярким пятном или акцептом. Только нужда заставила художника пойти на поводу салонных вкусов и написать потрет жены на гаврского промышленника.
«Портрет мадам Годибер». 1868
«Обед». 1868
«На берегу. Бенанкур». 1868
«Лягушатник». 1869
«Купальщики в Ла Гренуй».
В начале 1880-х годов в картинах художника появляются новые акценты декоративного стиля. Художник ставит во главу конструирование целостного ансамбля природы, композиционного равновесия. Фигуры людей полностью обобщены и слиты с пейзажем. Самым последним значимым портретом становится «Портрет Поли, рыбака в Бель-Иле». Далее в портретной живописи художник не вернётся.
«На пляже в Трувиле». 1870
«На пляже в Трувиле». 1870
«Жан Моне на игрушечной лошадке». 1872
«Камилла Моне у окна». 1873
«Угол комнаты». 1875
«На прогулке. Женщина с зонтиком (Камилла и Жан Моне)». 1875
Поэтому мы можем любоваться отдельными малочисленными работами Клода изображающих людей. Можно смело утверждать, что Моне не отделял человека от природы, но его полотнах он всегда был единым целым. Тем интереснее знакомится с теми портретами, которые остались в его творческой галерее работ Клода Моне.
«Гладиолусы». 1876
«Охота». 1876
Портрет Жана Моне. 1880
«Сад художника в Ветее». 1881
«Портрет Поли, рыбака в Бель-Иле». 1886
«В лодке». 1887
P.S. В статье использованы материалы книги «Клод Моне» издательства «Изобразительное искусство» 1989 г. Москва.