После открытия в 2014 году нового здания, музей получил вторую жизнь. Большие, правильно освещённые залы. Удобное тематическое разделение основной экспозиции на помещения, которые целиком расположены на минус первом этаже.
Икона «Спас в силах», вторая половина 17-го века, дерево, левкас, темпера, из Троицкой церкви Истринского района Московской области.
Осмотр выставки начинается с зала старинных икон. Не буду нагружать ваше внимание перечислением всех выставленных шедевров. Помимо икон в данном зале представлены старообрядческие книги. Особое внимание привлекает редкая икона «Лабиринт Духовный» (конец 18-го — начало 19-го веков, холст, масло). С 16-го века в России появилось символико-дидактическое направление иконописи, носящее назидательно-иллюстративный характер. Лабиринт отображает земной путь души христианина, с двумя выходами наверх к вечной жизни, и одиннадцатью вниз или геенну огненную. Внутренний круг означает начало и конец пребывания человека на земле. Под лабиринтом изображена преисподняя. А над ним- Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым.
Икона «Святой Илия Пророк в пустыне, со сценами жития», Палех (?), третья четверть 19-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Архангел Михаил-грозных сил Воевода», Русский Север, конец 18-го начало 19-го века, холст, масло.
Икона «Богоматерь с младенцем на престоле», Иван и Афанасий Шустовы, Ярославль, 1747, дерево, левкас, темпера.
Икона «Святитель Николай Чудотворец (Можайский)», иконописец Новиков (?), Поволжье, первая треть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Благовещение Богородицы», Поволжье, конец 17-го начало 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Тайная Вечеря», Центральная Россия, вторая четверть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Лабиринт Духовный», Центральная Россия, конец 18-го первая треть 19-го века, холст, масло.
Теперь настало время заглянуть в «Особую кладовую». Представленные коллекции лицевого и орнаментального шитья и изделий из драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» сформировались в 1920–1930-х годах. Предметы из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, на территории которого с 1920 по 2013 год располагался музей. Дополнили и значительно увеличили собрание поступления художественно значимых предметов из закрытых монастырей и церквей, а также из расформированных в 1930-х годах музеев. Экспонаты из драгоценных металлов и собрание церковных тканей в октябре 1941 года успели отправить в эвакуацию в Алма-Ату, благодаря чему они сохранились почти полностью.
Дароносица, Москва, 1950-е, серебро, позолота, гравировка.
Евангелие Напрестольное, Москва, Печатный двор, 1689, бумага, печать, гравюра на дереве.
Фелонь-колокол с шитим оплечьем, Москва, середина 17-го века, золотой бархат (турция), бархат (Западная Европа).
Саккос. Деисус с Апостолом Андреем Первозванным, Россия, конец 17-го начало 18-го века, бархат (Италия).
Переходим в следующий зал, где представлена живопись (18-19 веков), предметы интерьера, несколько стендов со стеклом и фарфором. Помимо произведений известных живописцев: И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова, М.Н. Воробьёва, В.И. Сурикова, В.А. Серова, В.А. Тропинина и других. Можно увидеть огромную дворцовую картину «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» кисти французского художника Робера Лефевра. Мария Федоровна Барятинская изображена в парадном костюме: русском сарафане и кокошнике, унизанном жемчугом. После победы над Наполеоном при французском дворе вошла мода на все русское. Изображение выполнено на фоне величественного антуража и великолепно отражает творчество художника, бывшее типичным проявлением интернационального имперского стиля.
Стенд с Русским стеклом.
Стенд Русского фарфора.
Стенд с фарфором.
Ф.Л. Катель. «Итальянский пейзаж. Вид из Ариччи на Понцианские острова». 1804—1850-е г.
И.К. Айвазовский «Горный пейзаж с фигурами». 1866, холст, масло.
И.К. Айвазовский «Часовня на берегу моря». 1845, холст, масло.
Р. Лефевр «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой», Париж, 1817, холст, масло.
И.И. Шишкин «Сосны на берегу залива», 1889, картон, масло.
Ю.Ю. Клевер «Мельница», 1910, картон, масло.
М.Х. Аладжалов «Цветущие деревья», начало 20-го века, картон, масло.
В.И. Суриков "Портрет старика. Этюд к картине «Боярина Морозова». последняя четверть 19-го века, холст, масло.
Переходя через фойе, вы попадаете на выставку «Французский вкус князей Юсуповых». Временно данная экспозиция осматривается по одному билету с основной. Дело в том, что все 37 картин представлены из фондов музей-усадьбы «Архангельское». Вы последовательно осмотрите несколько разделов: портреты, сцены повседневной жизни, античность, воображаемое путешествие. В 18-м столетии Франция являлась законодательницей мод и вкусов в Европе. Н.Б. Юсупов постоянно покупал картины или обращался с заказами к французским мастерам, которые работали в России.
«Портрет князя Н.Б. Юсупова», конец 18-го начало 19-го века.
Франсуа Буше «Испуганная купальщица», 1736.
Огюстен Бернар «Амур и Психея», 1785.
Жак Дюмон «Аполлон и Дафна».
Никола де Куртейль «Похищение Сабинянок».
Жак Франсуа Жозеф Свебах «Привал кавалеристов».
Орас Верне «Турок и казак», 1809.
Пьер Жак Волер «Пейзаж с рыбаками», 1780-е.
Серия картин «Воображаемое путешествие».