Содержание статьи
Краткая биографическая справка
Родился Иван Иванович в провинциальной Елабуге в 1832 году. В семье небогатого купца.
Автопортрет 1854 г. (слева); «Портрет Шишкина И.И.» Крамской И.Н. 1880г. (справа).
В 1848-м году, не закончив казанскую гимназию, вернулся домой. Когда ему исполнилось двадцать лет поступил в московское Училище живописи и ваяния.
«Шмелевка. Ветреный день.»1861.
В январе 1856 года отправился в Петербург для поступления в Академию художеств.
«Последние лучи» этюд 1863—1865.
С апреля 1962 года на правах пенсионера выезжает в Германию. Посещает многие европейские города: Берлин, Дрезден, Прагу, Париж, Цюрих. Огромное влияние на творчество художника оказали работы швейцарского пейзажиста А.Калама.
Этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа.» 1865 (слева); «Пейзаж с дубами.» А.Калам 1859 .
Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» 1865 года принесла ему звание академика. В этом же году он возвращается на родину.
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа.» 1865.
«Золотая осень.» 1888.
«Хвойный лес. Солнечный лес.» 1895 (слева); «Корабельная роща.» фрагмент (справа).
Москва и Петербург
Прогрессивная педагогическая система А.Г.Венецианова, применявшаяся в московском училище, выявила стремление Ивана к правдивому изображению природы.
«Городские крыши зимой.»
Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу (Сокольниках). Изучал форму растений, анатомию природы. Шишкин очень любил Москву, особенно её окрестности, за особую красоту среднерусской природы.
«Полдень.В окрестностях Москвы.»1869 (слева); «На Севере диком...» На мотив стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосны».1891 (справа).
Петербургская академия требовала от своих художников четкое следование западно-европейским мастерам, прямое их копирование.
«Вид в окрестностях Петербурга.» 1856.
Учась в Академии, Иван летом выезжал на Валаам. Шишкин был увлечен дикой девственной природой сурового и живописного архипелага.
«Вид на острове Валааме» этюд 1858 (слева); «Вид на острове Валааме (Местность Кукко).» 1859 (справа).
За этюд «Сосна на Валааме» в 1858 был удостоен серебряной медалью.
«Сосна на скале» этюд 1855 (слева); «Сосна на Валааме» этюд 1858.
Две картины «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы).» 1888 и 1889 годов
«У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы).» 1888.
Два этюда «Камни.»
«Дубы в Старом Петергофе.» 1891.
Крым
Шишкин приезжает в Ялту в мае 1879 года.
«Горная дорожка. Крым.» этюд 1879.
Он уже известный пейзажист. В юношеские годы в Москве познакомился с Айвазовским и Лагорио. Свою поездку он совершает совместно с Е.Е.Волковым и А.Н.Шильдером.
«Мыс.Ай-Тодор.Крым» этюд 1879.
Вплоть до сентября того же года он объезжает несколько городов Крыма: Симферополь, Гурзуф, Алушту, Алупку и Ялту.
«Из окрестностей Гурзуфа.» этюд 1879.
Родные края
Очень много картин художник посвятил своим родным местам.
«Деревенский двор.» конец 1860-х.
«Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села.» этюд 1868.
«В роще.» 1869.
Пробовал себя в необычном жанре, посвященном деревенскому быту.
«Вид из окрестностей села Поречье.» 1869.
«Пейзаж с гуляющими» 1869.
«Туманное утро.» 1885.
В своих картинах он изобразил положительный образ идеальной красоты и мощи родной природы.
«Сосновый лес.» 1866 (слева); «Сосновый бор.Мачтовый лес в Вятской губернии.» фрагмент 1872.
Основной стала тема леса, как символа русской силы.
«Дорога в лесу.» А.К.Саврасов 1871 (слева); «Заповедник. Сосновый бор.» И.И.Шишкин 1881.
Шишкин влюблён в каждое написанное им дерево, куст, травинку.
«Дубовая роща.» фрагмент (слева); «Кора на сухом стволе.» этюд 1889—1890.
«Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге.» этюд 1890.
«Сосны без солнца. Мери-Хови.» этюд 1890 (слева); «Святой ключ» близ Елабуги." 1886.
В отчем краю художник постоянно черпал новые творческие силы.
«Сосны.Солнечный день.» этюд 1890.
«Солнечный день.Мерикюль.» 1894.