Один из хорошо знакомых и узнаваемых со школьной скамьи художников Кузьма (Косьма) Петров-Водкин родился в семье крестьянки и ремесленника в городе Хвалынске Саратовской губернии в 1878 году. Отец был сапожником, а мать из бывших крепостных крестьян, прислуживала в богатой купеческой семье. Отучился Кузьма четыре класса в начальном городском училище. В 14-ть лет попытка поступить в железнодорожное училище не увенчалась успехом.
Девушки на Волге. 1905. Холст, масло, 96*120.
Утро. Купальщицы. 1917. Холст, масло, 161*129.
Петроградская мадонна. 1920. Холст, масло, 73*92.
Мать. 1913. Холст, масло, 102.5*134.6.
Полдень. 1917. Холст, масло, 80*125.8.
Наше жилище. 1924. Бумага, акварель, графитный карандаш, 28.2*30.4.
В становлении дальнейшего творческого пути помог его величество случай. Летом 1895 года в Хвалынск прибыл на отдых известный петербургский архитектор Роман Фёдорович Мельцер к своей знакомой меценатке Юлии Ивановне Казариной. Мать юноши работала у последней горничной. Увидев рисунки талантливого мальчика Мельцер, посоветовал тому поступить учиться в Петербург и принял деятельное участие в судьбе Кузьмы. Казина назначила ему денежную субсидию.
Кафе. 1907. Холст, масло, 130*98.
Театр. Драма. 1907. Холст, масло, 65*81.
С сентября 1895 года Петров-Водкин учился в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Летом 1897 года, получив согласие попечителей Мельцера и Казариной, переехал в Москву. Его приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у таких мэтров, как: Валентин Александрович Серов и Николай Алексеевич Касаткин.
Богоматерь с младенцем. Панно на фасаде церкви старого здания НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вердена в Санкт-Петербурге. 1903—1904.
С 1899 года брался за любые подработки и частные уроки, расписывал церковь, создал 5-метровое майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем». Накопив немного денег, получил возможность выехать за границу в 1901 году в Мюнхен. В 1904 году окончил художественное училище. В последующие годы художник совершил несколько поездок за границу. В поисках собственного стиля подолгу жил в Париже. В этом городе он встретил спутницу жизни, ставшую в 1910 году его законной женой, Маргариту Йованович. Только в 1922 году в их семье появляется долгожданная дочь Елена. В восторге они пишет несколько картин.
Спящий ребёнок. 1924. Холст, масло, 46*54.5.
Негритянская деревня. 1907. Холст, масло, 37*49.
Люксембургский сад. 1907. Холст, масло,50*65.
Вид музея Клони в Париже. 1908. Холст, масло, 65*49.
Окрестности Хвалынска. 1908. Холст, масло, 51*64.
В первые годы после революции 1917—1918 годах Петров-Водкин являлся одним из реорганизаторов Высшего художественного училища при Академии художеств.
Берег. 1908. Холст, масло, 128*159.
Мальчики (Играющие мальчики). 1911. Холст, масло, 123*157.
Жаждущий воин. 1915. Холст, масло, 65*105.
На линии огня. 1915—1916. Холст, масло, 196*275.
Петров-Водкин занимался преподаванием до 5 октября 1932 года, потом его здоровье резко ухудшилось, ему диагностировали туберкулёз лёгких. Он прожил ещё несколько творческих лет до 1939 года, скончался в Ленинграде.
Степан Разин. Эскиз панно. 1918. Бумага, графитный карандаш, акварель, 36.2*63.
Микула Селянинович. Эскиз панно. 1918. Бумага, акварель, 37*63.5.
Помимо живописи Петров-Водкин написал несколько детских книг и пьес, эскизы к театральным постановкам, занимался монументально-декоративной росписью.
Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918. Холст, масло, 58*71.
Скрипка. 1918. Холст, масло, 65*80.
Утренний натюрморт. 1918. Холст, масло, 66*88.
Натюрморт с самоваром. 1920. Холст, масло, 38*71.
Натюрморт с синей перельницей. 1920. Холст, масло, 37*48.
Селёдка. 1918. Клеенка, масло, 58*88.5.
Натюрморт с зеркалом. 1919. Холст, масло, 50*60.
Натюрморт. Цветы и женская голова. 1921. Холст, масло, 63*52.
Натюрморт. Черемуха в стакане. 1932. Холст, масло, 72*60.
Яблоки. 1917. Холст, масло, 41.5*58.
Яблоко и лимон. 1930. Холст, масло, 42.5*56.
В завершении хочется подытожить словами Кузьмы Сергеевича, сказанными в 1912 году:
— «Искусство-это творчество, направленное к постижению верховных замыслов бытия. Это единственное звено, связывающее человека с тайнами мироздания.»
И дополнить одним из последних его высказываний, сделанным на вечере встречи в 1936 году:
— «Один умный человек, между прочим, написал: „К несчастью,Петров-Водкин возвращается к космическому представлению о Земле.“ Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли , будем думать, не качается ли у нас стол и т.д. Объявляю во всеуслышание-мыслите о Земле, как о планете, и никогда не ошибётесь...»
Согласитесь-такие мысли актуальны и сейчас.
Шах-и-Зинда (Самарканд). 1921. Холст, масло, 75.5*68.
Париж. Нотр-Дам. 1924. Холст, масло, 61*50.
Первые шаги. 1925. Холст, масло, 82*65.
Землетрясение в Крыму. 1927—1928. Холст, масло, 95.5*107.
1919 год. Тревога. 1934. Холст, масло, 169*138.
Новоселье (рабочий Петроград). 1937. Холст, масло, 204*297.
В данной публикации вы познакомились с великолепными пейзажами, жанровыми сценами, сочными натюрмортами. Общим числом 37 полотен и рисунков, плюс одно панно.
Весна. 1935. Холст, масло, 186*159.
P.S. В публикации использованы репродукции из книги «Кузьма Петров-Водкин» издательства Аврора 2011 года выпуска.