В далёкие дореволюционные времена искусство резцовой репродуктивной гравюры было в большом почёте, востребовано повсеместно. В наше время о таких художниках знает узкий круг специалистов. Наш небольшой рассказ посвящён Ивану Петровичу Пожалостину.
Автопортрет. 1864.
Родился Иван в семье крестьянина Храпова, села Еголдаева Ряжского уезда Рязанской губернии. Свою фамилию Иван получил в детстве по прозвищу деда. Рано лишился родителей, был отдан в сиротское воспитательное училище города Рязани. В училище усердно рисовал. Основным методом овладения рисовальной грамоте было копирование с эстампов (произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы). По окончании училища Ивана отправили помощником волостного писаря в село Солотча. В 1857 году ему выпал счастливый случай, он получил право быть представленным министру государственных имуществ М.Н. Муравьёву для обучения в Академии художеств за счет министерства. В 1858 году Пожалостина зачислили в класс гравёра к Ф.И. Иордану. Во время обучения (1866), за свои рисунки Иван получил две серебряные медали. В Лондоне 1872 году Пожалостину присудили звание академика за гравюру «Несение креста». После этого его направили на шесть лет в Париж для совершенствования. Пенсионерского содержания не хватало на жизнь, у Ивана Петровича к этому моменту было уже пятеро детей, которые остались без средств. В 1874 году он досрочно возвращается домой. С 1875 Пожалостин начинает работать на издательство «Русская старина». Особым спросом пользуются заметки на гравюрах. С 1883 по 1894 Пожалостин преподаёт в Академии русскую резцовую гравюру. Только в 1892 году «за известность и труды по гравировальному искусству» Пожалостин удостоился звания профессора. В этом же году художник получает отставку и переезжает в Рязань. Пожалостин работал гравёром до самых последних дней жизни.
Плутон. Копия с гравюры Х. Гольциуса. 1862. Серебряная медаль.
Натурщик с мечом. Первая половина 1860-х.
Два натурщика (назидание). 1863. Серебряная медаль.
Два стоящих натурщика (дружба). 1866. Серебряная медаль.
Два натурщика (победа). Первая половина 1860-х.
Стоящий натурщик (косарь). 1866.
Два натурщика. Академический этюд. 1866.
Боргезский боец. 1859.
Венера Милосская. 1859.
Портрет О.А. Новиковой. 1869.
Портрет цесаревны Марии Фёдоровны. 1879.
Несение креста. С картины неизвестного художника болонской школы XVII века.1872.
Портрет А.И. Глазунова. 1878.
Портрет-заметка А.И. Глазуновой. 1878.
Портрет К.Н. Батюшкова с рисунка О.А. Кипренского. 1883.
Портрет-заметка П.Н. Батюшкова. 1883.
Портрет П.К. Услара. 1880.
Портрет А.М. Дмитриева-Мамонова с гравюры Дж.Уокера. 1876.
Заметка с изображением петуха. 1876.
Портрет И.И. Михельсона с портрета неизвестного художника (1803—1805). 1875.
Портрет-заметка Е.И. Пугачева. 1875.
Портрет И.С. Тургенева с портрета Н.Д. Дмитриева-Оренбургского. 1883.
Портрет С.О. Бородаевского. 1881.
Портрет Д.А. Милютина с зеркальным оттиском. 1885.
Испытание силы Яна Усмаря, с картины Г.И. Угрюмова. 1880.
Птицелов, с картины В.Г. Перова. 1875.
Возвращение с ярмарки, с картины А.И. Корзухина. не окончена.
P.S. В публикации использованы материалы каталога выставки 2017 года «180 лет со дня рождения Иван Петровича Пожалостина».