В этой публикации завершаем цикл рассказов, посвящённых Ивану Константиновичу Айвазовскому.
«Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца.» 1862 (фрагмент слева); «Улица Рыцарей на Родосе.» 1845 (справа, бумага).
Великому художнику под силу всё. Не важно, что он изображает, рука мастера будет видна в любой работе.
«Император Александр II на зимней прогулке по льду Невы.» 1890.
По заказу императора Николая I в июле 1844 года Айвазовский исполнил шесть картин, в том числе «Большой Петергофский дворец». Его картина сродни большой цветной фотографии, которые любят покупать туристы.
«Большой Петергофский дворец.» 1844.
Некоторые работы художник делал в качестве подарка. Две монументальные работы: «Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя» и «Пожар Москвы» отданы в дар императору Николаю I по случаю его 25-летия правления (царствования).
«Панорама Москвы с Храмом Христа Спасителя.» 1851.
«Пожар Москвы 1812 года.» 1851.
Во времена Крымской войны 1853-56 годов художник со своей семьёй временно послился в Харькове. Борис Константинович много путешествовал по окрестностям города.Создал цикл работ на малороссийскую тему.
«Украинский пейзаж с чумаками при луне.» 1869.
На выставке в Париже 1857 года картины «Зимний обоз в пути" имела шумный успех. Она развеивала представления иностранцев о русской зиме. За успех на выставке Айвазовского наградили орденом Почетного легиона. Он стал первым кавалером среди русских художников.
«Чумаки в Малороссии.» 1850—1860.
Портреты художник не любил. Рисовал их по настроению. Знакомство с Платоном Александровичем Чихачёвым во время первого путешествия в Италию нашло свое отражение в портрете. Чихачёв был известным путешественником, альпинистом и исследователем Европы. Один из членов-учредителей Русского географического общества 1845 года.
«Портрет вице адмирала М.П.Лазарева.» 1839 (слева); «Портрет путешественника П.А.Чихачева.» 1840 (справа).
Делясь впечатлениями от посещения Константинополя, художник создал серию работ из жизни турецкого города. Картины цикла «Восточная сцена» приобрел император Николай I для цесаревны Марии Александровны. Картины украшали стены столовой Фермерского дворца в парке Александрия.
«Восточная сцена. Турецкая кофейня.» 1846 (слева); «Восточная сцена. Каик с турчанками.» 1846 (справа).
«Вид Константинополя.» 1846.
Работы, написанные Айвазовским во время путешествия по Кавказу, создают эмоциональное напряжение, отвечающее духу времени. Он, в очередной раз, изображает красоту мироздания, неподвластную людским страстям и раздорам.
«Аул Гуниб в Дагестане.» 1869.
«Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и на Каспийское море.» 1869.
На ранних рисунках, созданных на тонированной бумаге, изображение очерчено с двух сторон. В более поздний период своего творчества художник использовал иное качество бумаги (папье-пелле).
«Предательство Иуды.» 1834 (бумага).
«Вид Старой Ладоги.» 1834 (бумага).
Современные методы рентгенографии позволили выявить, утвердить последовательность и стабильность используемых художественных приемов. Даже теперь в исследовании индивидуальной живописной техники, приемов письма, характеров мазка большого мастера, невозможно поставить точку.
«Павильон с фонтаном в Старом Крыму.» 1858 (папье-пелле).
«Зимняя дорога.» 1880 (папье-пелле).
Айвазовский остается великим художником до конца не разгаданным.