Выдающийся армянский художник Геворк Башинджагян (1857—1925)

Замечательный живописец, живший на рубеже 19-го и 20-го веков, ныне незаслуженно забыт. В те годы в армянскую культуру проникали новые веяния социального прогресса, демократии, патриотизма. Творения Г.З. Башинджагяна обогатили национальную культуру новыми темами и жанрами.

«Арарат утром и поле с ромашками.» 1914

Краткие страницы взросления

Родился Георг (Геворк) в маленьком городке Восточной Грузии интеллигентной армянской семьи, село Сигнахи (Кахетия). Отец был переводчиком при небольших торговых миссиях и караванах. Знал армянский, грузинский, русский и персидский языки. Мать была учителем грамоты. Начинал свое обучение в уездном городке, продолжил поступлением в школу рисования при «Кавказском художественном обществе» в Тифлисе.

«Деревенский  домик.»

«Горный пейзаж.» 1882

«Домик Хачатуряна Абовяна в Канакере.» 1884

«Почтовая станция на Восточно-Грузинской дороге.» 1888

«Стога сена.» Этюд.

Учась в Тифлисе, в 1868 году попадает на выставку работ Айвазовского.  Успехи в рисовании придают ему уверенности, в 1878 Геворк отправляется поступать в Петербург, взяв с собой несколько ранних работ. С осени того-же года он начинает учиться в петербургской Академии художеств. Его учителем был М.К. Клодт. Из-за отсутствие достаточного количества средств для проживания в Петербурге в 1882 году становится вольнослушателем.

«Раннее утро.» 1896

«Стога в лесу.» Этюд.

«Крымский берег Черного моря.» 1894

«Аллея в лесу.» 1894

«Вид на Тифлис из мастерской художника.» Этюд.

Активная часть жизни художника

Весной 1883, окончив академию с серебряной медалью, Башинджагян возвращается на родину. Отправляется в большое путешествие по Кавказу. По окончании путешествия остается жить в Тифлисе. На следующий год, по праву медалиста, совершает поездку в Италию через Швейцарию.

«Сельский вид.» 1898

«Остров св.Лазаря ночью (Венеция).» 1892

«Казбек.» 1895

«Берег моря ночью.» 1897

В 1897 году едет в западные области Армении, в окрестности разрушенной столицы Ани.

«Утро в лесу.» 1897

«Поле с подсолнухами.» 1898

На рубеже веков несколько лет проживает в Париже. В начале 20-го века ведут активную творческую и общественную деятельность. Проживает в Тифлисе, Баку, Лондоне и Петербурге.

«Вид из мастерской художника в Париже.» 1900

«В окрестностях Парижа. Медон.» 1900

«Каштановая аллея. Париж»

Скончался художник в Тбилиси, похоронен радом с могилой Саят-Новы.

«Алазанская долина.» 1902

«Окрестности Боржоми.» 1902

Основные результаты творчества

Геворк писал огромное количество пейзажей. На его полотнах можно увидеть природу в ее временных изменениях. Игра воздуха, света и тени, водной глади, беспокойного облачного неба.

«Кура ночью.» 1903

«Поляна в сосновой роще.» 1904

Нарисовал Армению, Грузию и Северный Кавказ огромными «окнами в природу». Башинджагян стал основоположником армянской реалистической живописи.

«В горах Зангезура.» 1904

"Алазанская долина. "1907

В своем эссе «Живопись» (1904) Геворк написал: «Главная цель живописи, что и других искусств, художественной литературы и скульптуры, то есть выразить истину, иными словами, -следовать законам природы».

«Арарат и река Аракс.» 1908

«Вид на Алазанскую долину со стороны Сигнахской крепости.» 1909

Активная творческая жизнь двадцатого столетия Геворка прошла в насыщенной общественной деятельности.

«Кавказский берег Черного моря.» 1912

«Арарат. Вспаханное поле.» 1912

Огромное количество полотен художника принадлежат частным коллекциям. За свою творческую жизнь им создано более 1000 полотен.

«Берег реки ночью.»

«Дождь в горах.» 1917

«Рожь (Гроза над Арагацем).» 1914

P.S. В статье использованы репродукции из художественного альбома издательства «Советский художник» 1986 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествуйте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

wp-puzzle.com logo
Яндекс.Метрика