Классические голландские пейзажи по праву занимают достойное место среди классической живописи прошлых веков. Моё первое знакомство началось с залов Эрмитажа, посвящённых голландской живописи 17-18-го веков.
Очень интересен тот факт, что сам Гёте любил рисовать, точнее копировать голландские пейзажи.
Данная публикация посвящена некоторым картинам кисти голландских мастеров. Романтика и реализм; много воздуха и особенного света.
Корнелис Ван Пеленбург «Дети Пфальцского Курфюрста и чешского короля Фридриха V». 1594—1667. |
На картине изображены мальчик и девочка в костюмах Мелеагра и Аталанты. Художник одел детей в пестрые одежды: лилового, желтого, красного, белого цветов. В правой части нижней части картины написан замечательный охотничий натюрморт. Отличительным мотивом является изображение чистого синего неба и холма с розовыми руинами зданий. |
Ян Асселейн «Итальянский ландшафт с аспидной колокольней Римской церкви Святых Джованни и Паоло». 1610—1652. |
Монументальное здание на холме Целия, выстроено из розового кирпича. Картина написана по памяти, в духе итальянских живописцев: на переднем плане беседуют типичные итальянские фигуры. Спокойный, прозрачный, полуденный солнечный свет заливает весь ландшафт. |
Ян Бот «Руины на берегу моря». 1618—1652. |
Берег южного моря в золотистой дымке заходящего солнца. На переднем плане руины античного здания. Типичный итальянский пейзаж от голландского живописца. |
Выдающийся голландский художник Геркулесс Сегерс (1589—1638) на многие десятилетия определил взгляды Рембрандта и его последователей. Он изобрел фигуративную живопись. Ян Ван Гойен был самым известным голландцем по изображению воздушной перспективы.
Рембрандт Гарменс Ван Рейн (1606—1669.) и Герард Доу (1613—1675) «Притча о скупом». |
Одно из ранних произведений молодого Рембрандта в содружестве с Герардом (натюрморт на переднем плане), написанное в 24 года. Фигура старика написана крупными мазками. Пейзаж нарисован в серо-зелёном тоне, мягкими мазками. Притчу о скупом можно найти в Евангелие от Матфея глава 13 стих 44. |
Рембрандт Гарменс Ван Рейн и Герард Доу «Притча о скупом». Фрагмент. |
Ян Ван Гойен «Вид Дордехта». 1596—1656. |
Тема картины вид Дордрехта с острова Уде-Маас. Обычная композиция по диагонали уводит глаз от середины далеко влево. В самой далекой точке горизонта небо и вода незаметно сливаются воедино. |
Ян Ван Гойен «Вид Дордехта». Фрагмент. |
Все пейзажи голландских художников не просто изображают природу, а передают определённое настроение, раскрывают характер природы.
Воутер Книйф «Строение на берегу реки». 1607—1693. |
Художник был исследователем Гойена. Картина носит схематичный характер. Написана отдельными мазками, но не является легкой. Невероятно красочно изображён солёный влажный воздух. |
Антони Янс Ван Дер Кроос «Пейзаж с рыбаками». 1607—1662. |
Характерные особенности пейзажа: желтоватый тон, диагональная композиция, дерево почти без листьев. На переднем плане огромные рыбацкие корзины, плетённые из лозы. Справа небольшая панорама городка. |
Якоб Ван Рейсдаль «Лесное озеро». 1628—1682. |
Мы попадаем в чащу неприветливого леса. Видим купающихся в маленьком озере птиц. Картина -является символом романтической привлекательности, меланхолии, поэтической фантазии художника. |
Итальянская школа живописи имела огромное влияние на творчество голландских художников.
Якоб Ван Рейсдаль «Уголок Амстердама». |
На картине изображен берег Бинненаметеля, колокольня церкви Зюиндер. Поэтический уголок Амстердама. На заднем плане часть города окутана воздушной дымкой. Небо, изображённое на картине, меняет свои очертания, в соответствии с голландским непостоянным климатом. |
Якоб Ван Рейсдаль «Уголок Амстердама». Фрагмент. |
Ян Винантс «Дорога подле леса». 1630—1684. |
Художник с особой тщательностью нарисовал чертополох, осоку, траву, вьющиеся растения на переднем плане. Ландшафт окрашен в серебристо-зелёный тон, песчаная почва влажная. Изображены погибающие растения, почти без листвы. |
Ян Винантс «Дорога подле леса». Фрагмент. |
Голландские живописцы, изображавшие море, рисовали пейзаж, корабли, небо. Море на их полотнах не являлось главным, а лишь частью всего пейзажа.
Антони Ван Борссом «Берег реки с одиноким всадником». 1629—1677. |
На картине изображен пленительный прибрежный пейзаж. Спокойная и тихая волна. Одинокий всадник в красной одежде на белой лошади обозревает неподвижную природу. |
Симон Де Влигер «Фредерик Хендрик в июле 1646 года посещает голландский флот в Дордрехте». 1601—1653. |
Весь горизонт закрыт большими и малыми парусниками. Солнечный свет проходит сквозь легкие облака. Картина проникнута легкостью, свежестью, спокойствием. |
Виллем Ван Де Вельде младший «Морской пейзаж». 1633—1707 |
На картине изображены четыре, стоящих в морском заливе на якоре, судна. Корабли ярко освещены солнцем, четко прорисованы. Море тихо, спокойно, прозрачно, поводе идёт легкая рябь. |
P.S. В статье представлено 13 картин из книги «Голландские пейзажи» издательства Корвина 1974 года, из собрания Эстерхази.