В первой публикации рассказывалось о творческим пути художника Кузьмы Сергеевича. Настало время поговорить о портретной живописи.
Автопортрет. 1921.
Фрагмент полотна «1919 год. Тревога».1934.
В раннем детстве, находясь в гостях у соседей-старообрядцев мальчик увидел древние иконы, поразившие его воображение. Позднее он имел возможность наблюдать за работой иконописца «древлего обычая» Филиппа Парфеныча. А уже потом, в юности, Кузьма подрабатывал тем, что расписывал церкви. Длительный поиск своего стиля и цвета художником привёл к определённой формуле в живописи, как трёхцветной палитре: красный-синий-желтый.
Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника. 1909.
Портрет мальчика. 1913.
Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915.
В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, руководителем живописной мастерской. В его портретах появились новые интересные мотивы. Он стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, портретные изображения становятся олицетворением связи космических сил. Например: портрет Ахматовой написан в простой и благородной манере, как её стихи.
Портрет А.А. Ахматовой. 1922.
Этюд. Голова юноши. 1916.
Этюд. Голова Ангела. 1915.
Этюд. Микула Селянинович. 1918.
В целом в портретах Кузьмы Сергеевича легко угадать кисть мастера-автора. Отличительной особенностью его работ является размер головы модели, которая нередко занимает почти всю картинную плоскость и размерами превосходит натуру. Минимальное количество внешней экспрессии. Поворот головы, как правило в три четверти или анфас. Взгляд модели направлен на зрителя, немного отрешён и смотрит вдаль, как-бы «поверх» или «сквозь» него.
Голова мальчика-узбека. 1921.
Женский портрет (Жёлтое лицо). 1921.
Портрет дочери. 1923.
Автопортрет. 1918.
В заключении привожу высказывание Петрова-Водкина, которое точно всё объясняет. «Трудность портрета главным образом в том, чтоб объединить в нём декоративную и психологическую сущность. Происходит это в силу понятного внимания и уважения выразительности высшей на земле формы-как человеческое лицо. Главное отличие портрета от прочих «сюжетов», мне кажется, в том, что «портрет» не требует окружающего, т.е. идеал окружающего в портрете-быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе.»
Портрет Л.М. Эренбург. 1924.
Портрет С.Н. Андрониковой. 1925.
Портрет С.Д. Мстиславского. 1929.
Портрет Андрея Белого. 1932.
У Петрова-Водкина были и другие, не менее неожиданные высказывания, заставляющие задуматься и правильно посмотреть на работы художника. «Человек знает круглоту земли, её движение на оси и по окружности центра-солнца, но он никак не ощущает этого: его глаз не видит, ухо не слышит своей планеты. А дальше, ощущаем ли мы направление стран света? Ощущаем ли в любое время дня и ночи противоположение солнца земле? А мертвый предмет-магнитная стрелка ощущает страны света, а неграмотный петух ощущает положение солнца.»
Автопортрет. 1926—1927.
Девушка в сарафане. 1928.
Вашему вниманию предложена 21 портретная работа художника.
Дочь рыбака. 1936.
Девушка у окна. 1928.
P.S. В публикации использованы репродукции из книги «Кузьма Петров-Водкин» издательства Аврора 2011 года выпуска.