Портреты Петрова-Водкина

В первой публикации рассказывалось о творческим пути художника Кузьмы Сергеевича. Настало время поговорить о портретной живописи.

Автопортрет. 1921.

Фрагмент полотна «1919 год. Тревога».1934.

В раннем детстве, находясь в гостях у соседей-старообрядцев мальчик увидел древние иконы, поразившие его воображение. Позднее он имел возможность наблюдать за работой иконописца «древлего обычая» Филиппа Парфеныча. А уже потом, в юности, Кузьма подрабатывал тем, что расписывал церкви. Длительный поиск своего стиля и цвета художником привёл к определённой формуле в живописи, как трёхцветной палитре: красный-синий-желтый.

Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника. 1909.

Портрет мальчика. 1913.

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915.

В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, руководителем живописной мастерской. В его портретах появились новые интересные мотивы. Он стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, портретные изображения становятся олицетворением связи космических сил. Например: портрет Ахматовой написан в простой и благородной манере, как её стихи.

Портрет А.А. Ахматовой. 1922.

Этюд. Голова юноши. 1916.

Этюд. Голова Ангела. 1915.

Этюд. Микула Селянинович. 1918.

В целом в портретах Кузьмы Сергеевича легко угадать кисть мастера-автора. Отличительной особенностью его работ является размер головы модели, которая нередко занимает почти всю картинную плоскость и размерами превосходит натуру. Минимальное количество внешней экспрессии. Поворот головы, как правило в три четверти или анфас. Взгляд модели направлен на зрителя, немного отрешён и смотрит вдаль, как-бы «поверх» или «сквозь» него.

Голова мальчика-узбека. 1921.

Женский портрет (Жёлтое лицо). 1921.

Портрет дочери. 1923.

Автопортрет. 1918.

В заключении привожу высказывание Петрова-Водкина, которое точно всё объясняет. «Трудность портрета главным образом в том, чтоб объединить в нём декоративную и психологическую сущность. Происходит это в силу понятного внимания и уважения выразительности высшей на земле формы-как человеческое лицо. Главное отличие портрета от прочих «сюжетов», мне кажется, в том, что «портрет» не требует окружающего, т.е. идеал окружающего в портрете-быть незаметным. Портрет тем строже, чем больше сосредоточен сам в себе.»

Портрет Л.М. Эренбург. 1924.

Портрет С.Н. Андрониковой. 1925.

Портрет С.Д. Мстиславского. 1929.

 Портрет Андрея Белого. 1932.

У Петрова-Водкина были и другие, не менее неожиданные высказывания, заставляющие задуматься и правильно посмотреть на работы художника. «Человек знает круглоту земли, её движение на оси и по окружности центра-солнца, но он никак не ощущает этого: его глаз не видит, ухо не слышит своей планеты. А дальше, ощущаем ли мы направление стран света? Ощущаем ли в любое время дня и ночи противоположение солнца земле? А мертвый предмет-магнитная стрелка ощущает страны света, а неграмотный петух ощущает положение солнца.»

Автопортрет. 1926—1927.

Девушка в сарафане. 1928.

Вашему вниманию предложена 21 портретная работа художника.

Дочь рыбака. 1936.

Девушка у окна. 1928.

P.S. В публикации использованы репродукции из книги «Кузьма Петров-Водкин» издательства Аврора 2011 года выпуска.

Путешествуйте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

wp-puzzle.com logo
Яндекс.Метрика